М. Ю. Лермонтов "На севере диком...": анализ стихотворения

М. Ю. Лермонтов На севере диком

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "На севере диком..."

Стих «На Севере диком» был создан поэтом в 1841 г., перед его гибелью в Пятигорске. Фактически это вольный перевод лирической миниатюры немецкого романтика Г. Гейне, написашего свою миниатюру в пору влюблённости и одиночества. Вообще, Лермонтов, владевший несколькими иностранными языками не увлекался переводами, считая, что у него достаточносвоих мыслей и образов, чтобы писать стихи.

Вопрос, в чём причина исключения для Гейне? Ответ можно найти в детстве и дальнейшей жизни поэта. Одиночество было знакомо ему с детства. В три года он лишился матери. На воспитание его взяла бабушка Е. А. Арсеньева, которая оградила внука от общения с отцом. Её стараниям он всё детство провёл в казармах, бабушка считала, что лучшее воспитание для внука военное образование. Одиночество было ему знакомо с детства. Это выражалось в непонимании его ни сверстниками, ни взрослыми. По этой причине мальчик рос довольно замкнутым и желчным.

Образ одинокого дерева для него символ мыслей и чувств, своеобразная параллель между сосной и собой. В этом плане творчество Гейне и Лермонтова созвучно. Однако, поэт сделал перевод с несколько иной смысловой нагрузкой. Если у Гейне - это любовное стихотворение, то у Лермонтова оно стало философским. У него деревья воплощают образы одиноких людей.

Главная тема стихотворения

Главная раскрывающаяся тема - это одиночество. Символы здесь таковы. Сосна. Холод, который она испытывает, это не холод внешний, это - холод души. Это - образ одинокого человека, которому не хватает душевного тепла, общения, сочувствияи поддержки. В нескольких строках поместилось целых два мира. Мир грёз и реальный.

Слово «диком» утрирует ощущение одиночества, потому что само это слово ассоциируется с чем-то древним, вызывающим страх. Единственное, что успокаивает, что сосна дремлет и видит сон о прекрасной и такой же одинокой пальме. Кроме особенностей пейзажа, здесь нет ничего контрастного. Поэт и не ставил такой цели противопоставления образов. Напротив, тот факт, что на Севере и на Юге есть одинокие существа, приводит к очень грустному выводу о том, что существует неразделённая тоска Вселенского масштаба и это у любого человека вызывает чувство обречённости и страдания.

В стихотворении это чувство усиливается за счёт ощущения невозможности соединения двух одиночеств. Сосна на «Севере диком», а пальма на «утёсе горючем». Следует отметить, что последние произведения поэта лишены той экспрессии, которая была свойственна его раннему творчеству. Напротив, поэт начинает использовать речь нарочито не украшенную, как говорят, безыскусную, что усиливает лирику и подчёркивает её.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.